Слово в неделю Крестопоклонную

Some Image

Митрополит Тихон (Шевкунов)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Отношение в Церкви Божией к Кресту Господню иногда кажется миру необычным и удивительным. Да и мы с вами, будучи людьми во многом душевными, а не духовными, тоже порой разделяем с миром эти недоумения. Например, почему в церковном предании вот уже два тысячелетия сохраняется отношение к Кресту как особой, непостижимой, но действенной живой силе? Ведь и сейчас, Великим постом, мы каждый день за богослужением молимся: «Непобедимая и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных»!И еще Церковь смело утверждает такие поразительные истины: «Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва»!

И вчера на всенощной мы слышали поразительное песнопение, обращенное ко Кресту и прославляющее его: «Радуйся, Живоносный Кресте, – обращалась Церковь к Кресту как к некоей таинственной личности, – благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным. Оружие непобедимое, бесов сопротивоборче». Может быть, все это преувеличения, гиперболы?

А что такое – «взять крест свой и последовать Христу»? Мы знаем, что это нечто очень важное – не что иное, как необходимое условие спасения каждого из нас. «Но что такое – взять крест свой?» – спрашивают люди. И как понять, где этот крест? И как его взять? Как не ошибиться и выбрать именно свой, благословенный Богом, а не надуманный, никакого отношения к моему спасению не имеющий крест?

Силу слов Церкви о Святом Кресте понять на самом деле просто. Надо только уяснить одну истину.

Почему Господь Иисус Христос, спасая от вечной смерти человеческий род, готов был понести величайшие труды, претерпеть страдания, бесконечное умаление Своего Божества и в конце концов – Голгофу, Крест? Отвечая на этот вопрос, некоторые скажут: потому что Он любил людей. Несомненно, это так! Другие ответят: потому что хотел уничтожить зло в нашем мире. И это – правда. Еще скажут: Господь хотел вновь ввести людей в потерянный ими рай. Все это совершенно правильно! Но вот что говорит Сам Христос: «Я сошел с небес, чтобы творить волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). И перед крестными страданиями Он молится в Гефсимании: «Да будет воля Твоя» (Мф. 26, 42).

Исполнение воли Божией в нашем мире, невзирая ни на какие препятствия, ни на какие трудности, страдания и самою смерть, – это и есть крест в понимании Церкви.

Конечно, в первую очередь слова эти относятся к Кресту Господню – исполнению Христом Спасителем воли Его Небесного Отца. Крест Господень – это торжество исполнения закона Божиего, воли Божией и заповедей Божиих. Посему и Церковь победно возглашает: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению», – утверждая подвиг Креста Господня, который есть великое и полное послушание воле Божией, победа над последним врагом – смертью.

И для нас, христиан, тот крест, к которому призывает каждого из Своих учеников Спаситель: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), – есть также не что иное, как призыв к исполнению заповедей Божиих во всех обстоятельствах, в которых человек окажется в годы, отпущенные ему на земле. Тогда крест каждого из нас становится подобием Креста Христова. Тогда сила, полученная Спасителем от исполнения Им воли Отца, становится и нашей силой. Тогда особым смыслом наполняются слова возвышенных церковных песнопений.

«Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа»! Какова может быть победа немощного человека над могущественным злом этого мира? Она может быть достигнута только исполнением заповедей Божиих, и эта победа станет никем и ничем непобедима!

Читать полностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *