Шашлык с соусом, или не строй из себя святого!

 

Архимандрит Андрей (Конанос)

Предлагаем выдержки из статьи отца Андрея. Ссылка на полный текст — в конце.

Человек спускается с неба на землю и понимает, что Бог – там. Где? В правде. В буднях и повседневности. И духовность – это, прежде всего, то, что ты настоящий, смиренный, в своем поведении открытый другим, а не прячешься (как делаю я, а может, и кто-то другой), и не показываешь снаружи, что ты такой хороший.

В конце концов я согласился ехать со всеми: «Господи, лучше я послушаюсь, не буду отделяться от ребят и последую словам святогорца: ‟Будь рядом с людьми такой, как ты есть, не изображай того, кем ты не являешься, не продавай святость, которой не имеешь”».

Я вспомнил богословские конференции, где, хотя мы говорим о самых возвышенных и духовных вещах, когда наступает кофе-брейк, и все выходят, перед нами угощение – кофе, печенюшки, разные приятные вкусности, и все постные! – и тебе говорят: «Ешьте, ешьте, они постные, не волнуйтесь!» Ты кладешь конфету в рот, и она тает. Она тоже постная? «Все постное, ешьте, сколько хотите!» И ты съедаешь пять постных конфет, и возвращаешься в конференц-зал, и продолжается разговор о старцах, у которых была лишь фланелька, разорванная на груди от долгих лет, в течение которых они ее носили… Одно – теория, другое – практика, старцы говорили и делали то, что говорили.

Мы же говорим о них, но мы совершенно другие. Мы путаемся, завидуем другим и не понимаем, что то, чем мы живем, и есть духовность: на кухне, с детьми, с мужем, с женой, на работе, в автобусе, в офисе, в облаках, в которых мы витаем, где бы мы ни находились. Духовное, вещественное, мирское, Божественное – все дарует Бог, все Им благословлено, всюду достигает Его благодать, Его свет, Его доброта и любовь.

А ты, когда женишься, вдруг начинаешь завидовать подвижникам и говоришь: «Ах, почему я не стал монахом! Эх, как здорово сейчас на Святой Горе!» Ты завидуешь тому, что сам можешь переживать и уже переживаешь! – «Да, но я не там, и не могу видеть раскачивающиеся полиелеи, монашеские облачения, схиму…». А разве в этом, дорогой мой, духовность? Это внешние образы. Ты не помнишь, как святой Иоанн Лествичник говорил? «Очень легко внешне сделаться монахом – надел рясу, отпустил бороду и волосы, и все – монах. Но не малый, а большой труд необходим, чтобы соделать своего внутреннего человека монахом». Один женится и завидует монахам. Другой становится монахом, а взор его устремляется к мирскому, и он говорит: «Ну почему же я не создал хорошую семью, теперь я один». Мы не радуемся тому, что мы делаем. Мы не понимаем, что через все приходит благодать Божия.

Мы можем быть причастны Богу через наше одиночество. Мы можем жить духовно и свято через семью, через нашу работу, через встречи с людьми, и понять, что все – одно в благодати Бога. У нас одна цель. То Евангелие, которое читаю я, читаешь и ты.

Духовная жизнь начинается, когда литургия кончается

Наша огромная ошибка в том, что мы заключили духовность в особые сферы жизни и исключили ее из будней, позабыв, что духовно — всё.

Ты увидел меня в школе, когда играл в баскетбол, и я сказал тебе: «Перестань ругаться, почему ты так разговариваешь?!» Ты повернулся и говоришь: «У нас сейчас не урок религии, отче». Я ответил: «Давай поговорим позднее, когда кончится игра». А после объяснил тебе, что и баскетбол, и школьный автобус, который везет тебя в школу и домой, и музыка, которую ты слушаешь в наушниках, – все имеет Бога.

Бог – Он в тебе, чтобы ты ни делал. И урок религии – это не час и не два в неделю. Урок религии начинается тогда, когда урок окончен. Церковность начинает работать в нас и являть силу молитвы после окончания службы. Именно тогда начинается духовная жизнь.

Читать полностью

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *